Верховный суд Российской Федерации решением от 24.06.2024 г. по делу АКПИ24-164 признал недействующим полностью со дня принятия Письмо ФАС России от 13.11.2023 г., содержащее указание территориальным органам ФАС России рассматривать жалобы на торги, проводимые в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, не по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции, регламентирующей рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, а в порядке статьи 181 указанного закона, в рамках которой анализ состояния конкуренции не предусмотрен, а антимонопольные органы не устанавливают значимость исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В результате расширительного толкования норм статьи 181 Закона о защите конкуренции ФАС России распространила их действие на торги по продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, за проведением которых осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве, что привело к установлению не предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве дополнительных обязанностей арбитражных управляющих, организаторов торгов, операторов электронных площадок, включающих в себя приостановление торгов, исполнение предписания антимонопольного органа об отмене протоколов о результатах торгов и аннулирование торгов, и в итоге к нарушению со стороны антимонопольного органа прав и законных интересов кредиторов, должников и иных заинтересованных лиц при рассмотрении жалоб на проведение торгов в процедурах банкротства.
Кроме того, после подачи Союзом Операторов Электронных Площадок административных исков в Верховный суд Российской Федерации о признании недействующими Писем ФАС России, разъясняющих порядок рассмотрения жалоб на проведение торгов в процедурах банкротства, ФАС России отозвал и признал не подлежащим применению ещё 7 Писем, направленных территориальным органам по вопросу реализации этих полномочий.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют письма ФАС России, определяющие полномочия антимонопольного органа и его территориальных управлений по рассмотрению таких жалоб.
Национальный Союз «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» обратился к руководителю ФАС России (Письмо №1-15/102 от 25.06.2024 г.) с предложением на основании сформированной позиции Верховного суда Российской Федерации принять индивидуальный правовой акт с разъяснениями порядка рассмотрения жалоб на проведение торгов в процедурах банкротства, в случаях, когда такое рассмотрение не выходит за рамки полномочий антимонопольного органа, то есть, если при проведении торгов допущены нарушения антимонопольных требований и торгов, которые могут повлиять на реализацию целей Закона о защите конкуренции.