Позиция Национального Союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части положений, регулирующих обеспечение имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов

В 2018 году саморегулируемые организации операторов электронных площадок Ассоциация Операторов Электронных Площадок «Профессионалы электронного рынка», Союз Операторов Электронных Площадок и Союз Торговых Электронных Площадок совместно с Российским Союзом Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих направляли в Минэкономразвития России позицию представителей профессиональных сообществ по положениям, регулирующим обеспечение имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов в разработанном Минэкономразвития России проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект).

В 2020 году Президент Национального Союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» (Национальный Совет) А.А. Бойко совместно с руководителями нескольких саморегулируемых организаций арбитражных управляющих повторно обратился в Минэкономразвития России и в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в связи с проблемой изменения правового регулирования обеспечения имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов, которая грозит разрушением профессиональных сообществ арбитражных управляющих и операторов электронных площадок.

Законопроект предлагает создание новых, не прошедших проверку на практике способов и механизмов обеспечения ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов, что противоречит задаче законопроекта по реализации поручения Президента России 27 мая 2014 года от №Пр-1168 по разработке эффективной общегосударственной модели саморегулирования в различных сферах экономической деятельности, позволяющей использовать потенциал саморегулирования для повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, совершенствование механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию.

В связи с этим законопроект должен бы быть направлен на формирование условий для повышения экономической стабильности общества и социальной защищенности граждан, снижение социальной напряженности в обществе путем обеспечения эффективной защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, и в этих целях законопроект должен бы включать в себя положения по  совершенствованию существующих механизмов обеспечения ответственности,  процедур их реализации, повышению их эффективности.

Вместо этого законопроект предлагает создание новых, не прошедших проверку на практике способов и механизмов обеспечения ответственности саморегулируемых организаций и их членов, которые, по мнению профессионального сообщества, не только не обеспечивают выполнение поручения Президента Российской Федерации, но и не позволят использовать потенциал саморегулирования для повышения качества продукции и услуг, оказываемых членами СРО, в связи отсутствием их персональной ответственности за причинение вреда, приведут к снижению защищенности потребителей, и разрушению успешно функционирующей системы обеспечения имущественной ответственности членов СРО, установленной законодательством о банкротстве.

Действительно, действующая редакция Закона устанавливает только базовый принцип построения такой системы обеспечения имущественной ответственности, предусматривающий сочетание следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО:

1) персональная ответственность члена саморегулируемой организации, которая обеспечивается за счет личного и (или) коллективного страхования ответственности членов саморегулируемой организации;

2) коллективная ответственность всех членов саморегулируемой организации за допущенные членом этой организации нарушения и причиненные им убытки, которая осуществляется путем формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Такая система обеспечения имущественной ответственности члена СРО направлена  на формирование условий для установления разумного соотношения между персональной ответственностью члена СРО, являющейся важнейшей составляющей в системе обеспечения его имущественной ответственности, и дополнительной коллективной ответственностью всех членов СРО за допущенные членом этой организации нарушения и причиненные им убытки.

Поэтому одновременное наличие системы обязательного страхования и компенсационного фонда должно быть направлено на повышение персональной ответственности члена саморегулируемой организации, но в тоже время мотивировать саморегулируемую организацию к анализу причин, приведших к нарушению членом СРО своих обязательств и, соответственно, к необходимости разработки и совершенствования стандартов деятельности, установления эффективной системы контроля за соблюдением таких стандартов, а также системы ответственности (внутри СРО) за нарушение этих стандартов.

В связи с этим, важнейшей проблемой рассматриваемого законопроекта является не только отсутствие норм, обеспечивающих совершенствование существующих механизмов ответственности субъектов саморегулирования, отсутствие порядка реализации сформулированных в действующем Законе базовых принципов системы обеспечения имущественной ответственности членов СРО за причиненные убытки, но и прямой отказ от этих принципов за счет включения в законопроект норм, направленных на разрушение этих принципов, что приведет к ухудшению положения как членов СРО, так и лиц, пользующихся услугами членов СРО.

К таким нормам, например, относятся:

1) исключение из Законопроекта систем личного и коллективного страхования и установление компенсационного фонда в качестве единственного способа обеспечения имущественной ответственности по обязательствам членов СРО, требующегося некоммерческой организации для получения статуса СРО в соответствии Законопроектом.

2) установление солидарной ответственности СРО по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда третьим лицам.

Пояснительная записка к законопроекту подчеркивает, что введение солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов является его принципиальным положением, так как солидарная ответственность СРО по обязательствам своих членов позволяет обеспечить максимальный уровень мотивации СРО к выполнению своих основных функций: контролю за членами и стандартизации деятельности, а члены СРО будут осуществлять более тщательный отбор при приеме в СРО новых членов.

На наш взгляд, предлагаемое введение солидарной ответственности базируется на неверном понимании характера взаимоотношений СРО с её членами.

Принципиально неверно рассматривать СРО как аналог коммерческой организации, состоящей из членов СРО и руководящей их деятельностью, поскольку отношения между членом СРО и его контрагентами устанавливаются без участия СРО исключительно на двусторонней основе, и СРО не должно и не может выступать участником таких отношений.

В силу этого невозможно применение норм части 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации об установлении солидарной ответственности в рамках предпринимательской деятельности, поскольку невозможна не только совместная предпринимательская деятельность некоммерческой организации СРО и её членов, но и любая предпринимательская деятельность самой СРО, которая прямо запрещена статьей 14 Закона.

Необоснованным представляется возложение на СРО солидарной ответственности по обязательствам её членов, поскольку возникновение этих обязательств не опосредуется ни волей, ни коммерческим интересом СРО и других ее членов.

Введение солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов как единственного способа обеспечения ответственности по обязательствам членов СРО разрушит сформулированные в действующем Законе о СРО базовые принципы системы обеспечения имущественной ответственности членов СРО за причиненные убытки, приведет к утрате существующей персональной ответственности члена СРО и снизит эффективность работы СРО как по совершенствованию стандартов деятельности членов СРО, так и по обеспечению контроля за деятельностью своих членов, соблюдению установленных стандартов.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусматривает двухуровневую систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих, операторов электронных площадок – членов СРО за убытки, причиненные третьим лицам, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации, стандартами и правилами профессиональной деятельности, состоящую из:

1) обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, оператора электронной площадки;

2) компенсационной выплаты из компенсационного фонда соответственно СРО арбитражных управляющих, СРО операторов электронных площадок.

Реальная работа системы обязательного страхования ответственности, предусмотренной Законом о банкротстве, обеспечивается за счет установления в федеральном законе всех существенных требований к обязательному договору страхования ответственности: конкретные формулировки объекта обязательного страхования ответственности, страхового риска, страхового случая, которым является подтвержденное вступившим в законную силу решением суда о наступлении ответственности члена СРО.

Поэтому очевидно, что предлагаемые законопроектом положения об отмене обязательного страхования ответственности и установлении солидарной ответственности по обязательствам членов СРО не только отменяют положительную практику, но и противоречат Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, устанавливающей, что в сфере арбитражного управления созданы в целом функционирующий механизм ответственности за счет компенсационных фондов и система обязательного страхования ответственности.

Это подтверждается фактическими данными по возмещению убытков арбитражными управляющими в 2015-2017 гг.: количество страховых выплат по договорам обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих составило в 2015 г. – 149, в 2016 г. – 47, 2017 г. – 32, размер страховых выплат составил соответственно 121,7 млн. руб., 103,3 млн. руб., 85,7 млн. руб., средний размер страховой выплаты составил в 2015 г. – 0,82 млн. руб., в 2016-2017г. порядка 2,5 млн. руб.

Размер дополнительных компенсационных выплат из средств компенсационного фонда СРО составил: в 2015 г. – 26,4 млн. руб., в 2016 г. – 33,8 млн. руб., в 2017 г. – 48,4 млн. руб., при этом средний размер выплаты составил соответственно 1,9 млн. руб., 2,8 млн. руб., 3 млн. руб.

Доля среднего размера выплаты от среднего размера компенсационного фонда СРО за этот период составила порядка 10 процентов.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что закрепление принципа солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов полностью меняет базовые принципы системы обеспечения имущественной ответственности в сфере саморегулирования и явно стимулирует непосредственные обращения за выплатами исключительно в саморегулируемые организации, поскольку в отличие от средств членов СРО, которые находятся в хозяйственном обороте и не имеют специально созданных резервов, предназначенных для обеспечения обязательств членов СРО, саморегулируемая организация обладает специально обособленным в силу Закона имуществом – компенсационным фондом, что значительно упрощает и ускоряет процедуру взыскания убытков, причинённых членом СРО.

В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации о совершенствовании механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию, в Закон о банкротстве в 2016 году внесены изменения, предусматривающие увеличение минимального размера страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего с трех миллионов рублей до  десяти миллионов рублей в год и увеличение максимального размера возмещения за счет средств компенсационного фонда убытков, причиненных арбитражным управляющим в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, с пяти миллионов рублей до двадцати пяти миллионов рублей составляет по одному случаю выплаты. Таким образом, максимальный размер возмещения убытков, причиненных арбитражным управляющим или оператором электронной площадки по одному случаю выплаты, составит 35 миллионов рублей.

Для сохранения сложившегося уровня защиты имущественных интересов третьих лиц для возмещения убытков, причиненных арбитражными управляющими, операторами электронных площадок, в условиях реализации предлагаемого Законопроектом принципа солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов, потребуется значительное (в 5-7 раз) увеличение размеров компенсационных фондов СРО арбитражных управляющих и операторов электронных площадок.

Это, в свою очередь, приведет к существенному увеличению минимального размера членского взноса в компенсационный фонд в указанных СРО, что потребует дополнительных расходов арбитражных управляющих и операторов электронных площадок, которые можно будет осуществить исключительно за счет внесения изменений в Закон о банкротстве в части увеличения размеров их вознаграждения, что приведет к  снижению размера погашения требований кредиторов, в том числе Российской Федерации.

Таким образом, закрепление принципа солидарной ответственности СРО арбитражных управляющих, операторов электронных площадок по обязательствам своих членов нанесет ущерб интересам Российской Федерации, снизит размер средств, поступающих по результатам процедур банкротства в федеральный бюджет, одновременно, это приведет к постепенному прекращению деятельности СРО в связи с тем, что исключение персональной имущественной ответственности членов СРО за причиненный ущерб повлечет рост числа нарушений (в том числе по неосмотрительности) со стороны членов СРО, при одновременной невозможности пополнения компенсационного фонда за счет таких членов и, следовательно, приведет к быстрому исчерпанию компенсационного фонда с последующей ликвидацией СРО.

Кроме того, изменение требований, установленных в соответствии с действующей редакцией Закона для получения некоммерческой организацией статуса СРО, в связи с исключением обязательной персональной ответственности члена СРО и фактическим возложением ответственности за ущерб, возникшей по вине одного лица, на всех членов СРО, неизбежно приведет к многочисленным обращениям членов СРО, имущественные интересы которых будут нарушены, в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам проверки конституционности правовых норм в части возложения всей ответственности за деятельность членов СРО исключительно на СРО.

В целях обеспечения в законопроекте базовых принципов саморегулирования и одновременного индивидуального подхода к особенностям в отдельных сферах  саморегулирования, устанавливаемым федеральным законом и учитывающим специфику профессиональной деятельности в такой сфере, считаем необходимым предусмотреть возможность сохранения в федеральных законах, действующих в настоящее время и доказавших свою эффективность способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации и саморегулируемой организации по обязательствам своих членов, связанных с возмещением убытков.

Кроме того, в целях осуществления важнейшей функции саморегулируемой организации по сохранению компенсационного фонда, являющегося основным механизмом обеспечения коллективной ответственности всех членов СРО перед лицами, которым причинен ущерб в деле о банкротстве,  и в связи с тем, что средства компенсационного фонда носят целевой характер и в соответствии с Законом на использование средств указанного фонда наложены ограничения, предлагается исключить средства компенсационного фонда из конкурсной массы в случае банкротства как некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, так и кредитной организации, на счетах которой находятся эти средства.

В указанных целях предлагается:

— статью 13 законопроекта дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«В случае банкротства некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из ее имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, составляющее компенсационный фонд этой организации.»;

— дополнить законопроект статьей 3.1 следующего содержания:

«3.1. Пункт 2 статьи 189.91 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после слов «счетов нотариусов» дополнить словами «средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, размещенные на специальных счетах».